Этносборы

 

Работники и друзья Заповедника проводят этносборы - приезжают к тем, кто ещё помнит народные праздники, ремесла, обычаи, как люди жили, как отдыхали, и как работали. Наш народ обладал очень важными умениями, знаниями. Это наши корни, которые делают наш народ сильным. И это знания,   которые полезны сейчас. В этом разделе мы делимся тем, что смогли увидеть и чему научиться .

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Этносборы в селе Стригослы Курской области. Наряд

 

 

Наша курская экспедиция продолжает работу. В этот раз мы работали следующим составом: я, Федор Михнюк, Надежда Шешнина, Наташа Талипова, Андрей Капранов и Ольга Хименец.

 

Навестили наших бабушек: бабу Настю (Бубликова Анастасия Ивановна, 1922 г.р.), бабу Наташу (Соборова Наталья Пимоновна, 1936 г.р.), бабу Шуру (Бубликова Александра Терентьевна, 1929 г.р.). Они живы, ждали нас.

Баба Шура совсем плохо слышит, и поэтому разговаривать с нею было трудно. Поэтому в основном разговаривали с Бабой Настей и бабой Шурой. С ними много говорили о курском наряде.

Съездили в гости к Нине Никифоровне Капрановой в Крупец. Съездили в Белую, в музей, и после - в Корочку к Татьяне Кузьминичне Лактионовой, методисту беловского музея. Съездили в Растворово, в кузницу старого кузнеца, побыли в Пенах, у бабушки плачеи.

Приобрели старинные вещи для музея Заповедника. Помогла нам в этом Татьяна Кузьминична. Она проводила нас к бабушкам своей деревни. И они, благодаря ей, вытащили из своих сундуков то, что у них осталось. Осталось немного. Всё же это грустно. Мы ждали и понимали, что наступит время, когда закончатся старинные вещи, и это время, похоже, пришло…

 

А вот, что мы узнали про курский наряд.

 

Мы уточнили вот что и были этим потрясены: мы столько лет ездим на этносборы сюда и всегда считали, что завеска – это фартук, который надевали на сарафан. Были они шёлковые, из тонкой шерсти, из домотканины - красивые с вытканным или вышитым узором. И в это приезд узнаём: завеска – это фартук, который шился из замашной (домотканина, сотканная из конопляных нитей) ткани, крашенной ольхой. Значит, это – тёмный цвет. И надевался он действительно на сарафан обыденный, то есть повседневный - сукню, чтобы управляться у печи, дома по хозяйству.

А то, что одевали к праздничному сарафану, к свадебному сарафану - шубке, называлось фартуком, здесь звучит это как «хвартук».  Сначала я подумала, что баба Наташа ошиблась, перепутала что-то.  Решили спросить у бабы Насти, и она сказала то же самое.

Но ещё думали, что, может быть, так называли в наших Стригослах. Приехали в Корочку к Татьяне Кузьминичне. Спросили у неё. Она думала так же, как мы раньше. Пошли к бабушкам в Корочке. Спросили у них: они сказали так же, как мы выяснили у наших бабушек в Стригослах.
Вот так.

Думаю, что нам бабушки и всегда называли завеску и фартук раздельно. Но мы слышали, как сами поняли. Теперь у меня есть желание внимательно просмотреть наши видеозаписи с прошлых сборов. Думаю, что будут ещё подобные открытия.

Ещё мы нашли крестьянский наряд, который носили в Стригослах после войны, в 50-х годах. И тоже он всегда был на виду.  Этот наряд баба Настя одевала на этнографические свадьбы, которые мы отыгрывали в Стригослах раньше. Хотя я спрашивала её, и она отвечала тогда, что она так одевается потому что в сарафане ей уже тяжело. Я другого вопроса тогда ей задать не смогла. Сейчас смогли задать нужные вопросы и смогли вытащить наряд курской губернии второй половины 20 века.

Носили сатиновые юбки с лентами, кофту из ситца и фартук от талии. На голову надевали белую шалку. На ноги: либо босиком, либо надевали тапки. Мы сняли выкройки и юбки и кофты. Сможем сшить. Этот наряд, с которого мы снимали выкройку, остался у бабы Насти. После, мы ездили и пытались найти такой наряд у бабушек. Пока не нашли. Тапки тоже такие не нашли пока.

Вот фотографии Наташи Т.  в таком наряде. Мне этот наряд очень понравился.

Это фотография сделана у дома бабы Насти, на её любимой скамеечке, над рекой Псёл. Псёл уже почти совсем зарос камышами. Но там есть большая заводь, в которой живёт цапля. Она прилетает сюда каждый год. Баба Настя любит сидеть на этой скамеечке.

А эта фотография сделана у дома бабы Насти, около верей её ворот.

Вообще, удивительное ощущение другого времени. Баба Настя сама похоже любовалась Наташей в этом наряде. Мы договорились с нею, что возьмём его с собой, чтобы снять размеры.

И баба Настя  сказала: А иди домой в нём по деревне. И Наташа пошла. Нам встречались бабушки в Стригослах. Нас они вспоминали, радовались, потом видели Наташу и замолкали просто. Ощущение было, что они воспринимали её как своё воспоминание…

Слушайте, насколько же красив наш русский наряд! И с богатым курским сарафаном, который мы уже хорошо знаем  и вот так, в простой сатиновой юбке и ситцевой кофточке. Шила это всё сама баба Настя. И как хороши в таких нарядах наши девчонки.

Для меня этот наряд целое открытие!


Ася Михнюк

 

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Этносборы в селе Стригослы Курской области. Обувь

 

 

Что надевали на ноги? Спрашивали и у нас, в Стригослах и у бабушек в Корочке.

 

Летом ходили босиком.

 

Спросили: а в корагод? А под праздничный сарафан?

 

Обувались по-разному. Кто-то, кто посостоятельнее, носили кожаную обувь. Победнее – лапти, коты, чуни.

 

Лапти и чуни я встречала. Про коты нужно расспрашивать ещё.

Единственное что хочу сказать, Баба Наташа их называла "Калиговки".  И говорила, что они их вязали крючком. А у бабы Насти они связаны на спицах. Чтобы ходить по улице к ним пришивали подошву кожаную.

На фотографии бабы Настины коты:

 

 

Лапти плелись из лыка. Были простые лапти и были «писаные». «Писаные» лапти плелись из более тонкого лыка и без большой «головы», то есть не такие головастые. Подошву проплетали пеньковой верёвкой, чтобы не так быстро изнашивались.

 

В этот приезд в Стригослы неожиданно для себя выяснила, что мой папа (Луценко Александр Фёдорович, 1929 г.р.) умеет плести лапти. Он родом из соседней с Курской Брянской областью из села Чеховка Погарского района. Он ещё застал время, когда ходили в лаптях. Он сам в них ходил и плёл их себе сам. Попробую устроить чтобы он показал как это делается. Проведу этнособры у своего папы.

 

Чуни – это те же лапти, но они полностью плелись из пеньковой верёвки. Такие чуни плетут в доме Ремёсел в Саморядово. (Большесолдатский район, Курскя обл).

 

Что надевали под лапти?

 

Надевали онучи и чулки (женщины) Онучи нам встречались. И мы принесли бабе Насте онучи и старинные лапти, которые хранятся в доме в Стригослах. Попросили показать, как они наворачиваются. Баба Настя показала. Мы засняли на видео.

 

Да, зимой носили онучи шерстяные. Ткали их на 4 нитах, из белой самопряденной шерсти.  Обязательно валяли их. Осенью и весной наматывали на ноги под лапти онучи сотканные из хлопчатобумажной нити.

И ещё носили под лапти чулки. Баба Настя такие вяжет и носит их сейчас под тапки. Вот такие:

 

 

Эти чулки связанны из само пряденной бабой Настей овечьей шерсти. На осень и весну вязали такие же, но из хлопчатобумажной нити.

 

Ася Михнюк

 

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

О праздновании Троицы в селе Середа. Введение

 

 

В июне 2014 года мы попали на праздник Крошиха. Праздник проводился в селе Середа, Даниловского района Ярославской области.

Этносборы проводились Заповедником народного быта (г. Иваново), Обществом русской народной культуры, Ярославским училищем русской народной культуры.

 

 

Во время конференции, которая проводилась перед летним семинаром в Заповеднике народного быта, мы рассказывали об этих сборах. Итогом запланировали поехать на следующий год участниками этого праздника. И попробуем сделать такие же качели на наших праздниках в Заповеднике.

Мы проводим этносборы и стараемся  воссоздавать в нашей жизни те крупички обычаев народной культуры, которые находим во время этих сборов. Наши конференции в Заповеднике – это наши отчёты о проведённых этносборах за год. Своего рода праздник для нас, этнографов и возможность поделиться нашими находками друг с другом.

 

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

О праздновании Троицы в селе Середа. 1 часть

 

 

В начале лета, в 2014 году, на 12 июня мы были приглашены в село Середа Даниловского района на празднование Троицы. Пригласила нас Кузнецова Нина Павловна, руководитель Шереметьев – центра в г. Ярославле. Уже не первый год Нина Павловна зовет нас в село Середа на праздник. И в этот год мы решили поехать и посмотреть, как празднуется Троица в этом селе. Дружина поехала небольшая: Шитова М. Г., Михнюк А.А., Раздувалова Е.Н., Новикова О. и маленький сынишка Ольги – Данила.

Поскольку мы не были участниками, и эта поездка не была ранее запланирована, мы решили поехать просто гостями. Взяли с собой видеокамеру, фотоаппарат. Что мы там увидели необычного для нас? Это, название праздника – «Крошиха», и много гостей – участников, местных коллективов и из разных городов: Ярославля, Вологды, Борисоглеба, Мышкина.

Коллективы участников, в праздничных народных нарядах, шли по улице на зеленый луг, который находился за школой. Там было устроено место для проведения праздника.


 

 

В воротах, при входе на поляну была украшена троицкая березка цветными тряпичными лоскутками.


Троицкая берёзка

С левой стороны поляны стояли лавки с товарами и с ремеслами, а с правой стороны была устроена сцена, где готовились выступать участники, у сцены расставлены скамьи для зрителей.

 

Детский коллектив На празднике

 

И чуть поодаль от сцены, на поляне, были установлены для праздника новые качели: маховые и круговые.

Маховые качели - это длинная доска для троих сидящих, подвешена на веревках к перекладине, которая крепится на опорах: восьми крепких столбах. Четыре столба с одной стороны и четыре столба с противоположной стороны.

 

 

Маховые качели

 

И другие качели - круговые, на которых качаются по кругу, на четырех веревках с привязанными к ним поперечными палками, высоко над землей. За эти палки держатся руками четыре человека, каждый за свою палку, и при раскручивании их тела летят по воздуху. Сверху качелей - веревки подвязаны к креплению, а крепление, в виде железной рамы, крутится на оси, закрепленной на одном толстом столбе.

 

Круговые качели

 

И для самых маленьких были установлены самые простые качели - это широкая и длинная доска, наложенная на опору посредине, и на каждом краю доски усаживается ребенок, и дети перекачиваются по очереди, кто перетянет. Руками дети держались за деревянные лошадки, установленные с каждого краю на этой доске.

 

Качель - перекладина для самых маленьких детей

 

Еще для детей посреди поляны был установлен деревянный березовый козлик с бородкой, на которого можно сесть, и немного посидеть на нем.

 

 

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

О праздновании Троицы в селе Середа. 2 часть. Ремесла на празднике

 

 

Из Мышкина привезли стан показать, и продавали бердышки разных размеров для тканья поясов, и показывали, как плести пояски на рогульке. Рядом мастер по поясам, мужчина, показывал, как ткать пояса на станочке для поясов, им же изобретенным по образцам в интернете.


Станочек для тканья поясов

 

Рядом – лепили из глины. И рядом – показывали вновь созданные наряды Архангельской и Вологодской областей, это мастера из Борисоглеба, одного из муниципальных предприятий области.

 

Вновь созданные наряды Вологодской и Архангельской областей, из Борисоглеба

 

 

Мастерица из Борисоглеба в архангельском наряде вновь созданном.

 

И при входе на поляну, у стен старинного сарая, кузнец из Мышкина ковал что-то, там скопился народ, а его сын-подросток продавал свистульки и разные смешные поделки из дерева. Нам понравилась игрушка: солдатик на турнике крутится. С нами был мальчик, Данила, шести лет, когда увидел эту игрушку – смеялся.

Праздник открылся с угощения, всех пригласили отведать местный квас и окрошку. Окрошку готовили на воде, всем понравилась. Это местная традиция, - в Троицу угощать гостей окрошкой.

 

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

О праздновании Троицы в селе Середа. 3 часть. Об истории Середы и о празднике Крошиха

 

 

Нина Павловна Кузнецова рассказала нам об истории этого села.

Её детство прошло в деревне Любимцево близ села Середа.

Она показала нам старинный сарай, который был построен купцами в 19 веке, для стойбища лошадей. Раньше, когда в Середе (прежнее название села - Федоровское) проходили большие праздники, съезжались гостей до тысячи, и лошадей ставили на постой в этот огромный сарай.

 

Сарай 19 века

 

Рядом находится старая школа, в которой Нина Павловна устроила музей этнографии и истории села Середа, с картинами великих людей, которые родились на этой земле. И рассказала по картинам о связи этих мест с царским родом Романовых, об Иване Грозном, о графах Шереметьевых. И о значении названия праздника «Крошиха».

 

Документ о значении праздника «Крошиха»

 

Как оказалось, что во время нападения польско-литовских захватчиков 1609-1613г.г., проявился герой крестьянин по прозвищу – Крошило, который сохранил церковные принадлежности во время разорения земель, и поднял крестьян защитить свои земли от захватчиков. С тех пор стали проводить праздник «Крошиха», на третий день Троицы. И праздновать Троицу именно в этот день.

Есть еще одно предположение, почему праздник называется «Крошиха». Из разговора с бабушкой на празднике, которой 88 лет, Ниной Михайловной Ремезовой. Было одно время, когда скотина мерла в селе, и приехали купцы и одаривали народ, считалось, что доброе дело может остановить падеж скота. Падеж скота остановился, « …а праздник так и остался,- Крошиха, почему-то».

Нина Михайловна родом не из здешних мест, а в начале войны перебралась из Великого Новгорода в Середу, будучи девочкой-подростком. И всю последующую жизнь прожила в Середе. И вот представление о появлении праздника «Крошиха» у нее сложилось такое.

Из рассказа Нины Павловны Кузнецовой о праздновании Троицы.

(в девичестве – Михайловой, 1937 г.р., детство которой прошло в деревне Любимцево близ села Середа)

На Троицу были троицкие гуляния, торги на улицах, катания на лошадях в бархатных повозках. Три передёвки нарядов было: утро, день и вечер. Мастера мастерство показывали. Угощения были. Окрошка и квас - традиционные. В окрошку творог добавляли, добавляли и кислое молоко. Омлеты делали, - «драчёна» называются, с мукой, яйцом и молоком. Блины пекли, сладкий мармелад делали. Поднос салфетками покрывали, крынку или чугун украшали кружевами. Выпекали хлеб заварной сладкий, и каравай круглый. Обязательно, чтоб было чистым полотенцем покрыто.

На лошадях ехали к церкви. На торги выставляли материалы, лён Кострома привозила. До Костромы от Середы всего 25 км.

«Троица, на Троицу – земля цветам покроется». Надевали на голову венки, и украшали качели венками. Устанавливали качели на лугу, маховые и круговые – карусельные, и качель – перекладина с двумя лошадками, - все традиционное.

Село древнее – Федоровское раньше называлось, княжеское поселение, матери Михаила Романова.

Праздник «Крошиха», на котором мы побывали, вновь восстановлен и празднуется третий год. Идея восстановления и устроение праздника принадлежит Нине Павловне Кузнецовой, из Ярославля, и местной жительницей – Галиной Ивановной Чировой-Колобениной. Материалы, которыми они пользовались, были найдены в архивах библиотек Костромы и Ярославля

 

Возвращаются с праздника