Приглашение на семинар "Святки" 4-9 января 2015 года

  Мы играем Святки – самый большой народный праздник, посвященный встрече   Нового года. Встреча Нового года у многих народов осознавалась как Создание Нового Времени или Нового Мира.

            «…во многих языках аборигенов Северной Америки слово «Мир» (оно же «Космос») используется также в значении «Год». Якуты говорят: «Мир прошел», понимая при этом, что «прошел год». Для юки понятие «Год» обозначается теми же словами, что и «Земля» или «Мир». Они говорят подобно якутам: «Земля прошла», когда хотят сказать, что истек год…»

(М.  Элиаде. Священное и мирское)

            У русского народа - схожее видение. В воронежском говоре сохранилось понятие «годы», означающее пир, празднество. А пир, судя по выражениям «что в пир, что в мир», «каковы гости, таков и пир», был близок значением с миром. Если вспомнить, то и рассаживание на пиру шло в соответствии с тем местом, которое занимали в мире.

            И начало нового времени – года является тождественным началу нового мира.  

            «Космос понимается как живое единство, которое рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы вновь возродиться в первый день Нового Года. Мы увидим, что это возрождение есть некое рождение, что Космос возрождается каждый Год, потому что каждый раз с наступлением Нового Года Время начинается ab initio (заново, с начала)»

(М. Элиаде. Священное и мирское)

 

            Известный румынский философ, религиовед, мифолог, посвятивший большинство своих исследований обрядовым культурам разных народов мира, Мирча Элиаде вслед за многими исследователями обрядовой культуры разных народов раскрывал содержание обрядов встречи Нового года как проживание так называемого Мифа о вечном возрождении.

            Миф о вечном возрождении – это миф о возрождении к началам начал, к той точке, откуда из Хаоса начинает твориться Мир.  Путь к началам лежит через очищение.  

Многие народы  в преддверии Нового мира совершали всевозможное очищение – через покаяние и исповеди, изгнание болезней и злых духов, отпускание грехов. К примеру, одним из грехов считалось забвение…

                         «Для нас основным является повсеместное существование понятия конца и начала временного периода, выделенного на основании наблюдения над космическими ритмами и вписанного в более широкую систему, а именно в систему регулярных очищений (ср. очищения, посты, исповеди в грехах и т.п. во время потребления нового урожая) и циклического возрождения жизни. Эта необходимость периодического возрождения сама по себе кажется нам весьма примечательной. Примеры же… раскрывают нам нечто гораздо более важное, а именно, что периодическое возрождение времени предполагает в более или менее явной форме, и в частности, в исторических цивилизациях, новое Творение, то есть повторение космогонического акта».

                                                                                  (М. Элиаде. Миф о вечном возвращении)

                       «… мир народного карнавала – это мир испражнений, лукавства, обжорства, плотских утех, драк, слез, смеха, радости и печали, любви и счастья. И все это попросту и быстро, как будто жизнь торопится выкинуть ростки, отцвести и уронить в землю плоды, пока не закончился сезон дождей и не началась новая засуха или ледниковый период!..

            Крестьянин ничего об идеалах не знал. Он знал действительность. И знал, что она не телесная. Он жил в двух мирах, используя два образа мира, чтобы думать.

            Поэтому он нисколько не стеснялся грязи этого мира. Ведь он сам выбрал этот прекрасный из миров для воплощения. И эта так сказать грязь – всего лишь вещественные условия, в которые я шел для решения моих задач.

            (…) \Когда-то в древности мудрецы сумели рассмотреть в пространстве нашего мира присутствие иных миров проявление Сил и Сущностей и поняли, как защитить наш мир от разрушения. С тех пор мир постоянно погибал в очистительном огне и возрождался из пепла, благодаря усилиям человечества».

                                                           (И. Скоморох. Святые вечера – страшные игры»)

            Творение это шло последовательными шагами – обрядовыми действиями, которые условно можно объединить на действия очищения и творения и устроения. Шаги эти нам известны как святочные игры и обряды:

            - поминовения «родителей»

            - исповеди

            - изгнание болезней и нечистой силы

            - ряжение и игры в умрунов, а также различных гостей с того света

            - различные бесчинства, которые творила молодежь

            - обрядовое воровство

            - колядование

            - гадания

            - особая для святочных дней еда

            - слушание сказок

            - отгадывание загадок

            - творение даров и одаривание друг друга

            - посиделочные игры с выбором пар

            - зажжение святочных огней – в очагах и кострах…

            Таким образом, как видел народ, возрождался Новый мир в Новом времени. Таким образом игрались Святки, отражая  исчезновение старого мира в Хаосе, Тьме, и его рождение с первой звездой.

            «…значение этого периодического скатывания мира к хаотическому состоянию состояло в следующем: все «грехи» года, все то, что было испорчено и осквернено Временем, уничтожалось в физическом смысле. Символически участвуя в уничтожении и воссоздании Мира, и сам человек воссоздавался заново. Он возрождался, как бы начинал новую жизнь. С каждым Новым годом человек чувствовал себя более свободным и более чистым, ведь он сбрасывал с себя бремя грехов и ошибок. Он воссоздавал сказочное Время Сотворения, следовательно, священное и «сильное» Время: оно было священным, потому что преображалось присутствием богов, и «сильным» — потому что являлось чистым и исключительным Временем самого гигантского из всех творений, которые когда-либо существовали, — сотворения Вселенной. Человек символически становился современником космогонии. Он присутствовал при сотворении Мира».

                                                                                               (М.Элиаде. Священное и мирское)

            То есть, народ каждый год проживал в своих играх и обрядах обновление мира. Он каждый раз из Хаоса начинал строить Новый мир. А наш народ имел не только мифологическую, но и историческую память о том, как поднимать себя и свое хозяйство, живя в деревянной Руси. Можно сказать, что каждый за свою жизнь столько раз, сколько ему было лет, начинал выстраивать свой мир и свою новую жизнь. Не говорит ли это о том, что народ умел начинать заново свою жизнь? И умение свое он приобретал, ежегодно отыгрывая Святки. Может, поэтому он и был живуч, и его сложно было поставить на колени или стереть с лица земли? 

             На наших Святках мы будем осваивать умение творить новый мир и устраивать свою  жизнь заново.

            Для этого мы, опираясь на фольклорные и этнографические источники и культурно-исторический подход, рассмотрим  некоторые святочные обычаи, обряды, игры с точки зрения этого умения, и попробуем провести исследование того, как научиться творить заново мир или жизнь. А за основание примем рассуждение: коль наш народ имел обычай отыгрывать каждый год умирание старого мира и творение нового, возможно, он знал, каким образом заново начинать жизнь и творить новый мир. И значит, что-то из того, что он знал и умел, мы можем освоить для себя, в современной жизни.

Прочитать полное приглашение, а также скачать бланк заявки на семинар вы можете здесь:

http://zapovednik.ws/raspisanie-seminarov/Svjatki-2014/